Оздоровительные туры ¦ Отдых в Китае ¦ О компании ¦ Корпоративным клиентам ¦ Контакты
туры в Китай

 




  •        про Китай







  •   ООО «Китай-Тур», +7 (951) 260-22-90

    Боевые искусства Китая и идеология даосизма

    Боевые искусства Китая и идеология даосизма

    Боевые искусства Китая тесно переплетены с идеологией даосизма. Но давайте определимся, а что же включает в себя понятие даосизм. Даосизм возник не вдруг и не сразу, этот большой канон не появился единовременно, как учение Конфуция, а создавался постепенно. Идеи даосизма проникали в Китай из вне в небольших количествах через южные царства, которые еще называли полуварварскими. Историки полагают, что даосизм сначала представлял собой искаженные времнем, языкоыми барьерами и частыми пересказами учения Индии, Ирана и стран Двуречья, приправленные сказаниями Вед и Авесты. Есть мнения, что культура Египта тоже наложила свой отпечаток на идеологию даосизма. Но есть иная теория, согласно которой даосизм является наследием исчезнувшей цивилизации, однако за неимением точных исторических данных эту теорию нельзя ни окончательно опровергнуть, ни подтвердить.

    Еще Конфуций имел тесные отношения с отшельниками, хотя чего-то конструктивного и действительно ценного он не вынес из этих бесед, так как отшельники вели затворнический образ жизни, полностью избегали любых контактов с людьми и просто обрабатывали землю. Их жизнь схожа с жизнью брахманов-йогов, которые предпочли одиночество и жизнь в уединении, шумной светской жизни. Китайские отшельники вопреки сложившемуся мнению не выдвигали никаких теорий и не вели проповедей. А традиции и знания между тем накапливались, пока спустя несколько веков не нашелся смельчак, озвучивший их.

    Ян Чжу был первым, изложившим весь накопленный опыт в сочинении в десять тысяч иероглифов; это произошло в третьем веке до нашей эры. Светское и интеллектуальное общество бурно восприняли трактат, а фундаментальные идеи Ян Чжу «Каждый сам за себя» и «Презирать материальные ценности, а ценить жизнь» вызвали резонанс.

    Общество, которое было воспитано на идеях конфуцианства, которые были основаны на уважении и почтении к старшему поколению, на взаимопомощи и на взаимной поддержке, было шокировано идеей, когда каждый человек сам за себя. Но идея быстро распространилась и была принята китайцами, этому способствовала нестабильная социальная ситуация в стране, сопровождающаяся военными конфликтами и катаклизмами. Большинство китайцев предпочли жизнь отшельника, проповедующего даосизм, чтобы спасти собственную жизнь.

    Второй этап развития даосизма случился при Лао Цзы, хотя современные историки не могут назвать даже примерной даты его жизни. Сохранившийся текст, авторство которого принадлежит Лао Цзы датирован 4-ым веком нашей эры. То есть либо Лао Цзы был современником Конфуция, то есть дожил до 800 лет в здравом уме, либо книга была написана уже после его смерти. Но сейчас ничего уже нельзя сказать наверняка, поэтому история с Лао Цзы до сих пор не ясна.

    Лао Цзы первым сформулировал концепцию Дао, по которой основная идея отдается следованию и не-деянию. После усовершенствования идея даосизма уже не является столь примитивной, как ранее. В ней появляются различные тренинги, с помощью которых отшельники создают и совершенствуют способы следования, передачи и улучшения своих практических навыков.

    Чжуан Цзы тоже был известной в даосизме личностью и его жизнь окутана тайнами не менее, чем жизнь Лао Цзы. Его заслуга в том, что он обобщил весь накопленный опыт; он уделяет особое внимание людям, которые познали искусство долголетия и продлевают собственную жизнь с помощью гимнастики и дыхательных упражнений. Но он является ярым противником государственной политики, направленной на упорядочивание движений трудящихся. Этот исторический факт отмечен во многих летописях – в данную эпоху Поднебесная могла довести до белого каления любого. В Китае почти не осталось мест, где можно было уединиться и вести скромную жизнь, пользуясь плодами своих рук. В самые укромные уголки заглядывали сборщики налогов, солдаты и чиновники; за пределами государства китайцам тоже приходилось не сладко, ведь страну окружали варварские кочевые племена, вот и оставалось выживать в сложившихся условиях.

    И даосам пришлось социализироваться, так как спокойной и уединенной жизни у них уже не было. Но их способы независимости в обществе были более интересными, чем у остальных народностей.

    Жители Запада обретали свободу, имея достаточно золотых монет, а даосы смотрели глубже, так как презирали материальные ценности, благодаря чему им удалось завладеть знаниями о продлении жизни и в идеале о достижении бессмертия. Даже по сегодняшним меркам это грандиозная и малодостижимая цель, да и в экспериментах тратилось слишком много времени, но что значат года, когда на кон поставлена вечность. Эксперименты даосов опробовали на себе миллионы добровольцев, но, ни один из них не достиг бессмертия. Даосы раньше европейцев отошли от алхимии, после того, как несколько императоров приказали долго жить, испробовав очередной способ найти вечную жизнь. Однако были и положительные результаты. Их удалось достичь с помощью медитаций, занятий йогой, дыхательных упражнений и упражнений, укрепляющих физическую силу. Конечно, речь шла не о бессмертии, а о продлении жизни, но и сегодня методика цигун широко распространена и используется для увеличения духовной и физической силы.

    Но и по сегодняшний день последователи даосизма не оставляют попыток обрести бессмертие. И в конце 19 века последователи выбрали несколько иной путь, отдав предпочтение духовному, а не физическому бессмертию. Благодаря упражнениям ученики способны достигнуть еще при жизни высоких результатов и прочувствовать свою духовную оболочку. Кроме того разрабатываются методы стабилизации этого состояния, хотя по мнению многих – это уже звучит слишком экзотично, чтобы быть правдой.

    То есть даосы заняли свое место в социуме, став проповедниками и учителями, продлевающими человеческие жизни без использования услуг официальной медицины. Постепенно они прибавили еще и искусство фен-шуй, китайские гадания и прочие эзотерические спекуляции. Среди всех областей даосов боевые искусства занимают особую позицию, так как, совершенствуясь, они создали из военно-прикладных стилей истинный шедевр. Этому способствовал размеренный образ жизни даосов, большое количество свободного времени и философский взгляд на жизнь, в отличие от солдат регулярной армии, которым в кратчайшие сроки необходимо было постигнуть умение вести бой.

    Идеология даосов имеет под собой довольно прочный фундамент, еще древние китайские легенды рассказывают о наблюдениях за животными, птицами и насекомыми. Часть знаний даосы заимствовали у шаманов, например ритуальные танцы тигра, змеи, дракона и в разных вариантах ушу можно заметить, что движения чем-то схожи с движениями этих животных.

    Если присмотреться внимательнее, то становится видно, что основой всех боевых искусств является гимнастика цигун, что не удивительно, так как цигун укрепляет душу и тренирует тело.

    Обычно профессиональные спортивные тренировки напрямую связаны с травмами и ухудшением здоровья, военные искусства так же предполагают работу организма на предельных возможностях. А системы тренировок даосов основаны на совершенно иных принципах: чем чаще и дольше человек тренируется, тем здоровее и опытнее он становится, ведь по мере увеличения нагрузок увеличивается и его внутренняя энергия. Во время тренировки невозможно получить травму, а размеренность боевых искусств связана и с размеренностью жизни самих даосов, ведь они редко использовали в полную силу свои способности. Зачастую поединок и не был заметен, так как противник, лежа на земле, искренне полагал, что он поскользнулся и упал, а седой старик не принимал никакого участия в процессе. Древняя китайская мудрость гласит, что истинный мастер никогда не наследит.

    Но между тем именно даосы всегда были в центре событий, если дело касалось народных восстаний. Чтобы понять это, достаточно вспомнить восстание боксеров в 1901 году, белый лотос и желтые повязки. Любой учитель ушу был счастлив получить знания мастеров-даосов. Более широкое распространение эти знания получили после развития печати, так как появилась возможность публиковать различные техники и тактики в газетах и журналах. Таким образом, ушу стало известнее и популярнее, а о техниках, в которых использовались даосские знания, будет рассказано ниже.




    Туроператор по Китаю ¦ Выставки в Китае ¦ Контакты
    2011-2015 © Компания «Китай-Тур» (951) 260-22-90