Стиль берет начало с тех времен, когда Китай заметно уступал Европе, уже имевшей огнестрельное оружие. Когда у европейцев появились ружья и пушки, китайским полководцам пришлось иначе посмотреть на техники боевых искусств, что привело к отказу от их силовой составляющей. Но мастера ушу не сдавались и до последнего их воля была не сломлена, что нашло отражение в стиле Син И Цюань. Ведь даже наш великий полководец Суворов утверждал, что именно ближний бой дает истинное превосходство, поговаривая, что пуля – дура, а штык – молодец, а в Китае искусство владения собственным телом было ничуть не хуже, чем искусство владения холодным оружием.
Если верить легендам, то стиль Синь И Цюань возник от даосов Дракон-Вихрь, а если рассматривать реально существовавших личностей, то создателем стиля можно назвать Ли Лонена, объединившего учение о пяти первоэлементах и методику движений даосов. Поскольку Ли Лонен был посвящен в тайну даосов, то его стиль признается как внутренний. Пик популярности стиля пришелся на девятнадцатый век, в дальнейшем же его известность постепенно снижалась. Причиной этому послужила низкая распространенность среди аристократов, так как стиль Син И Цюань требовал многочасовых занятий. Но еще до середины прошлого века стиль был известен в подпольных общинах, которые сражались против маньчуров и против колонизаторов. Но «боксерское восстание» положило окончательный конец развитию Синь И Цюань, так как китайские мастера были повержены и большинство из них не смогли морально справиться с поражением. Стиль едва не исчез.
Главный принцип Син И Цюань – использовать максимальную силу в самый короткий временной промежуток. Чем лучше выбрана форма, тем правильнее будет приложение силы, а высокая скорость движений достигается благодаря длительным тренировкам и психотехникам, что помогает отбросить все ненужные движения. Чередуя жестокость и расслабление, упрощая движения мастера добиваются высоких результатов на том этапе, когда разум переходит в иное ощущение времени, видя все как в замедленной съемке. Мастер будет оттачивать мастерство до тех пор, пока движение не станет действительно единым, перестав состоять из нескольких аспектов. Двух и более аспектные движения имеют место быть, но тогда меняется и импульс внимания, скорость и направления, а значит его нужно еще более упростить, добившись цельного движения, хотя траектория может и не быть прямолинейной. Как только новое движение найдено, оно начинает прорабатываться много раз подряд, пока не выйдет на новый временной промежуток. Цикл за циклом, год за годом; так мастера учатся дискретным движениям, в результате которых рука перемещается мгновенно, и пусть на практике этого практически невозможно достичь, но визуально траектория движения не видна.
В Син И Цюань важна скорость движений и скорость мысли, так как именно разум руководит мышцами. Техника учит не только тренировать мускулатуру, но и скорость мышления, мгновенно реагируя на противника и участь выбрать нужный из пяти элементов, чтобы противостоять нападению. Психотехника в чистом виде, отточенная в течение тысячелетий, которая увеличивает во много раз скорость мысли, что почти всегда гарантирует отличный результат.
Сегодня Син И Цюань является спортивным и традиционным искусством, хотя его потенциал не до конца раскрыт современниками, в частности мы еще не в полную меру используем методику психотехник. Методики Син И Цюань полезны людям, у которых от скорости реакции зависит зачастую собственная жизнь. Как только появятся первые учителя по аварийному управлению, Син И Цюань вновь выйдет из тени.